Некоторые крупные страховщики начали предлагать полисы каско только с денежным возмещением. Такой вариант позволяет страховщикам сохранить клиентскую базу и сэкономить на ремонте, а страхователям — быстро получить возмещение. Однако другие страховые компании не торопятся вводить подобные продукты из-за низкой заинтересованности агентов, рисков мошенничества и сложностей со страховым возмещением.
На прошлой неделе у «Ингосстраха» (по данным «Эксперт РА», по итогам 2021 года занимал первое место по страхованию движимого имущества, 37,1 млрд руб.) появился вариант каско с исключительно денежной формой возмещения. Аналогичный продукт уже есть у «Росгосстраха» (восьмое место, 10,7 млрд руб.).
Полис каско с возмещением деньгами стоит дешевле обычного. В «Ингосстрахе» цена такой страховки примерно на 20% ниже классического варианта, а в «Росгосстрахе» она фиксированная — около 3 тыс. руб. в год (с предельным объемом выплаты 400 тыс. руб.). В первом полугодии 2022 года средняя стоимость классического полиса (с возможностью осуществления ремонта) составила почти 37 тыс. руб., а нижний порог — 5 тыс. руб. (см. “Ъ” от 22 июля). В «Ингосстрахе» поясняют, что предложенная программа актуальна для автовладельцев с машинами старше трех лет, которые готовы сами организовать ремонт. В «Росгосстрахе» отмечают, что полис призван защищать клиентов в случае ДТП, когда у виновника нет ОСАГО.
Эксперты считают, что появление подобных продуктов вызвала непростая ситуация с автозапчастями. Автовладельцам при «официальном» ремонте приходится ждать несколько месяцев поступления сертифицированных запчастей, что в ряде случаев затрудняет эксплуатацию автомобиля.
Наиболее проблемными остаются европейские бренды и, кроме того, остается проблема дефицита автомобильных стекол, так как около 20–25% стекол не производятся в РФ либо отсутствуют аналоги. В «Авилоне» добавляют, что наиболее заметная нехватка сохраняется среди многокомпонентных элементов автомобиля, например сложных электронных систем и блоков.
Такие полисы позволяют страховщикам сохранить клиентов за счет более низкой цены, поскольку потребители экономят на каско, особенно на машинах, сошедших с гарантии. Такой продукт максимально уменьшает для страховщика инфляционные риски и дает возможность «привлечь сегмент, который сегодня не готов страховаться из-за высокой цены».
Однако клиенты могут столкнуться с трудностями в ремонте. Сумма выплаты может быть ниже, чем стоимость ремонта на СТОА, поскольку она будет осуществляться по ценам, утвержденным в справочниках Российского союза автостраховщиков. Разница может составлять 10–15% и более.
Вместе с тем другие страховщики пока не торопятся вводить аналогичные продукты. Идет снижение заинтересованности агентов в продаже подобных полисов, поскольку более низкая цена влечет снижение комиссии. В «Совкомбанк Страховании» добавляют, что ради получения денежной выплаты недобросовестные клиенты или посредники изобретают мошеннические схемы с масштабными выплатами, ущерб от которых для компаний может достигать миллиарды рублей. В компании отмечают, что среди сдерживающих факторов и сложности со страховым возмещением, так как при повторном ДТП застрахованный должен будет убедить страховую компанию в том, что повреждения получены именно в этом ДТП, а последствия предыдущих были устранены.